Сигналы (85%-90%) проходят

Рейтинг лучших и честных брокеров бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов за последние 2 года. Бесплатное обучение! Бонус за открытие счета!

  • ФинМакс
    ФинМакс

    Брокер с самыми разными торговыми инструментами. Подходит для опытных трейдеров.

Расшифровка ЭКГ у взрослых: что значат показатели

Электрокардиограмма – это диагностический метод, позволяющий определить функциональное состояние важнейшего органа человеческого тела – сердца. Большинство людей хотя бы раз в жизни имело дело с подобной процедурой. Но получив на руки результат ЭКГ, далеко не всякий человек, разве что имеющий медицинское образование, сможет разобраться в терминологии, используемой в кардиограммах.

Что такое кардиография

Суть кардиографии состоит в исследовании электрических токов, возникающих при работе сердечной мышцы. Преимуществом данного метода является его относительная простота и доступность. Кардиограммой, строго говоря, принято называть результат измерения электрических параметров сердца, выведенных в виде временного графика.

Создание электрокардиографии в ее современном виде связано с именем голландского физиолога начала 20 века Виллема Эйнтховена, разработавшего основные методы ЭКГ и терминологию, используемую врачами и поныне.

Благодаря кардиограмме возможно получение следующей информации о сердечной мышце:

  • Частота сердечных сокращений,
  • Физическое состояние сердца,
  • Наличие аритмий,
  • Наличие острых или хронических повреждений миокарда,
  • Наличие нарушений обмена веществ в сердечной мышце,
  • Наличие нарушений электрической проводимости,
  • Положение электрической оси сердца.

Также электрокардиограмма сердца может использоваться для получения информации о некоторых заболеваниях сосудов, не связанных с сердцем.

ЭКГ обычно проводится в следующих случаях:

  • Ощущение аномального сердцебиения;
  • Приступы одышки, внезапной слабости, обмороки;
  • Боли в сердце;
  • Шумы в сердце;
  • Ухудшение состояния больных сердечно-сосудистыми заболеваниями;
  • Прохождение медкомиссий;
  • Диспансеризация людей старше 45 лет;
  • Осмотр перед операцией.

Также проведение электрокардиограмма рекомендуется при:

  • Беременности;
  • Эндокринных патологиях;
  • Нервных заболеваниях;
  • Изменениях в показателях крови, особенно при увеличении холестерина;
  • Возрасте старше 40 лет (раз в год).

Где можно сделать кардиограмму?

Если вы подозреваете, что у вас с сердцем не все в порядке, то можно обратиться к терапевту или кардиологу, чтобы он дал бы вам направление на ЭКГ. Также на платной основе кардиограмму можно сделать в любой поликлинике или больнице.

Методика проведения процедуры

Запись ЭКГ обычно проводится в лежачем положении. Для снятия кардиограммы используется стационарный или переносной аппарат – электрокардиограф. Стационарные аппараты устанавливаются в медицинских учреждениях, а переносные используются бригадами неотложной помощи. В аппарат поступает информация об электрических потенциалах на поверхности кожи. Для этого применяются электроды, прикрепляемые к области груди и конечностям.

Эти электроды называются отведениями. На груди и конечностях обычно устанавливается по 6 отведений. Грудные отведения обозначаются V1-V6, отведения на конечностях называются основными (I,II,III) и усиленными (aVL, aVR, aVF). Все отведения дают несколько разную картину колебаний, однако суммировав информацию со всех электродов, можно выяснить детали работы сердца в целом. Иногда используются дополнительные отведения (D, А, I).

Рейтинг брокеров бинарных опционов с русским языком:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов за последние 2 года. Бесплатное обучение! Бонус за открытие счета!

  • ФинМакс
    ФинМакс

    Брокер с самыми разными торговыми инструментами. Подходит для опытных трейдеров.

Обычно кардиограмма выводится в виде графика на бумажный носитель, содержащий миллиметровую разметку. Каждому отведению-электроду соответствует свой график. Стандартная скорость движения ленты составляет 5 см/c, может применяться и другая скорость. В кардиограмме, выводимой на ленту, также могут указываться основные параметры, показатели нормы и заключение, сгенерированные автоматически. Также данные могут записываться в память и на электронные носители.

После проведения процедуры обычно требуется расшифровка кардиограммы опытным врачом-кардиологом.

Холтеровское мониторирование

Помимо стационарных аппаратов существуют и портативные аппараты для суточного (холтеровского) мониторинга. Они прикрепляются к телу пациента вместе с электродами и записывают всю информацию, поступающую в течение длительного периода времени (обычно в течение суток). Этот метод дает гораздо более полную информацию о процессах в сердце по сравнению с обычной кардиограммой. Так, например, при снятии кардиограммы в стационарных условиях пациент должен находиться в состоянии покоя. Между тем, некоторые отклонения от нормы могут проявляться при физических нагрузках, во сне и т.д. Холтеровское мониторирование дает информацию о подобных явлениях.

Прочие типы процедур

Существует и еще несколько методов проведения процедуры. Например, это мониторинг с физической нагрузкой. Отклонения от нормы обычно более выражены на ЭКГ с нагрузкой. Наиболее распространенным способом обеспечить организму необходимую физическую нагрузку является беговая дорожка. Этот способ полезен в тех случаях, когда патологии могут проявляться лишь в случае усиленной работы сердца, например, при подозрении на ишемическую болезнь.

При фонокардиографии записываются не только электрические потенциалы сердца, но и звуки, которые при этом возникают в сердце. Процедура назначается, когда необходимо уточнить возникновение шумов в сердце. Данный метод нередко используется при подозрении на пороки сердца.

Рекомендации по прохождению стандартной процедуры

Необходимо, чтобы во время процедуры пациент был спокоен. Между физическими нагрузками и процедурой должен пройти определенный промежуток времени. Также не рекомендуется проходить процедуру после еды, употребления алкоголя, напитков, содержащих кофеин, или сигарет.

Причины, способные повлиять на ЭКГ:

  • Время суток,
  • Электромагнитный фон,
  • Физические нагрузки ,
  • Прием пищи,
  • Положение электродов.

Типы зубцов

Сначала следует немного рассказать о том, как работает сердце. Оно имеет 4 камеры – два предсердия, и два желудочка (левые и правые). Электрический импульс, благодаря которому оно сокращается, формируется, как правило, в верхней части миокарда – в синусовом водителе ритма – нервном синоатриальном (синусном) узле. Импульс распространяется по сердцу вниз, сначала затрагивая предсердия и заставляя их сокращаться, затем проходит атриовентрикулярный нервный узел и другой нервный узел – пучок Гиса, и достигает желудочков. Основную нагрузку по перекачке крови на себя берут именно желудочки, особенно левый, задействованный в большом круге кровообращения. Этот этап называется сокращением сердца или систолой.

После сокращения всех отделов сердца настает время их расслабления – диастолы. Затем цикл повторяется снова и снова – этот процесс и называется сердцебиением.

Состояние сердца, при котором не происходит никаких изменений в распространении импульсов, отражается на ЭКГ в виде прямой горизонтальной линии, называемой изолинией. Отклонение графика от изолинии называется зубцом.

Одно сердечное сокращение на ЭКГ содержит шесть зубцов: P, Q, R, S, T, U. Зубцы могут быть направлены, как верх, так и вниз. В первом случае они считаются положительными, во втором – отрицательными. Зубцы Q и S всегда положительны, а зубец R всегда отрицателен.

Зубцы отражают различные фазы сокращения сердца. P отражает момент сокращения и расслабления предсердий, R – возбуждения желудочков, T – расслабления желудочков. Также используются специальные обозначения для сегментов (промежутков между соседними зубцами) и интервалов (участков графика, включающих сегменты и зубцы) например, PQ, QRST.

Соответствие стадий сокращения сердца и некоторых элементов кардиограмм:

  • P – сокращение предсердий;
  • PQ – горизонтальная линия, переход разряда от предсердий через атриовентрикулярный узел на желудочки. Зубец Q может отсутствовать в норме;
  • QRS – желудочковый комплекс, наиболее часто использующийся в диагностике элемент ;
  • R – возбуждение желудочков;
  • S – расслабление миокарда;
  • T – расслабление желудочков;
  • ST – горизонтальная линия, восстановление миокарда;
  • U – может отсутствовать в норме. Причины появления зубца однозначно не выяснены, однако зубец имеет ценность для диагностики некоторых заболеваний.

Ниже приведены некоторые отклонения от нормы на ЭКГ и их возможные объяснения. Эта информация, разумеется, не отменяет того факта, что целесообразнее доверить расшифровку профессионалу-кардиологу, который лучше знает все нюансы отклонений от норм и связанных с ним патологий.

Основные отклонения от нормы и диагноз

Описание Диагноз
Расстояние между зубцами R неодинаково мерцательная аритмия, сердечная блокада, слабость синусного узла, экстрасистолия
Зубец P слишком высокий (более 5 мм), слишком широкий (более 5 мм), состоит их двух половин утолщение предсердий
Зубец P отсутствует на всех отведениях, кроме V1 ритм исходит не из синусного узла
Интервал PQ удлинен атриовентрикулярная блокада
Расширение QRS гипертрофия желудочков, блокада ножек пучка Гиса
Нет промежутков между QRS пароксизмальная тахикардия, фибрилляция желудочков
QRS в виде флажка инфаркт
Глубокий и широкий Q инфаркт
Широкий R (более 15 мм) в отведениях I,V5,V6 гипертрофия левого желудочка, блокада ножек пучка Гиса
Глубокий S в III, V1,V2 гипертрофия левого желудочка
S-T выше или ниже изолинии более чем на 2 мм ишемия или инфаркт
Высокий, двугорбый, остроконечный T перегрузка сердца, ишемия
Т сливающийся с R острый инфаркт

Таблица параметров кардиограммы у взрослых

Показатель Значение,c
QRS 0,06-0,1
P 0,07-0,11
Q 0,07-0,11
T 0,12-0,28
PQ 0,12-0,2

Норма длительности элементов кардиограммы у детей

Показатель Значение,c
QRS 0,06-0,1
P —>

Ритмичность сокращений

Нарушение ритмичности сокращений называется аритмией. Нерегулярность ритма при аритмии измеряется в процентах. О неправильном ритме свидетельствует отклонение расстояния между аналогичными зубцами более чем на 10%. Синусовая аритмия, то есть, аритмия, сочетающаяся с синусовым ритмом, может быть вариантом нормы для подростков и молодых людей, но в большинстве случаях свидетельствует о начале патологического процесса.

Разновидностью аритмии является экстрасистолия. Он ней говорят в том случае, когда наблюдаются внеочередные сокращения. Единичные экстрасистолии (не более 200 в сутки при холтеровском мониторировании) могут наблюдаться и у здоровых людей. Частые экстрасистолии, появляющиеся на кардиограмме в количестве нескольких штук могут свидетельствовать об ишемии, миокардите, пороках сердца.

Частота сердечного ритма

Этот параметр наиболее прост и понятен. Он определяет количество сокращений за одну минуту. Количество сокращений может быть выше нормы (тахикардия) или ниже нормы (брадикардия). Норма частоты сердечного ритма у взрослых может составлять от 60 до 80 ударов. Однако, норма в данном случае понятие относительное, поэтому брадикардия и тахикардия далеко не всегда могут быть свидетельством патологии. Брадикардия может наблюдаться во время сна или у тренированных людей, а тахикардия – при стрессах, после физических нагрузок или при повышенной температуре.

Нормы частоты сердечных сокращений для детей разных возрастов

Возраст ЧСС, уд/мин
Новорожденные 140-160
6 месяцев 130-135
1 год 120-125
2 года 110-115
3 года 105-110
5 лет 100-105
8 лет 90-100
10 лет 80-85
12 лет и старше 70-75

Фото: Africa Studio/Shutterstock.com

Типы сердечного ритма

Существует несколько типов сердечного ритма в зависимости от того, где начинает распространяться нервный импульс, приводящий к сокращению сердца:

  • Синусовый ,
  • Предсердный,
  • Атриовентрикулярный,
  • Желудочковый.

В норме ритм всегда синусовый. При этом синусовый ритм может сочетаться как с ЧСС выше нормы, так и с ЧСС ниже нормы. Все остальные типы ритмов являются свидетельством проблем с сердечной мышцей.

Предсердный ритм

Предсердный ритм также нередко появляется на кардиограмме. Является ли предсердный ритм нормальным или же это разновидность патологии? В большинстве случаев предсердный ритм на ЭКГ не является нормальным. Тем не менее, это сравнительно легкая степень нарушения сердечного ритма. Она возникает в случае угнетения или нарушения работы синусного узла. Возможные причины – ишемия, гипертония, синдром слабости синусного узла, эндокринные нарушения. Тем не менее, отдельные эпизоды предсердных сокращений могут наблюдаться и у здоровых людей. Данный тип ритма может принимать как характер брадикардии, так и характер тахикардии.

Атриовентрикулярный ритм

Ритм, исходящий из атриовентрикулярного узла. При атриовентрикулярном ритме частота пульса, как правило, падает до величины менее 60 ударов в минуту. Причины – слабость синусного узла, атриовентрикулярная блокада, прием некоторых препаратов. Атриовентрикулярный ритм, сочетающийся с тахикардией, может встречаться при проведении операций на сердце, ревматизме, инфаркте.

Желудочковый ритм

При желудочковом ритме сократительные импульсы распространяются из желудочков. Частота сокращений падает до значения ниже 40 ударов в минуту. Наиболее тяжелая форма нарушения ритма. Встречается при остром инфаркте, пороках сердца, кардиосклерозе, недостаточности сердечного кровообращения, в предагональном состоянии.

Электрическая ось сердца

Еще одним важным параметром является электрическая ось сердца. Она измеряется в градусах и отражает направление распространения электрических импульсов. В норме она должна быть несколько наклонена к вертикали и составлять 30-69º. При угле в 0-30º говорят о горизонтальном расположении оси, при угле в 70-90º – о вертикальном. Отклонение оси в ту или иную сторону может свидетельствовать о каком-либо заболевании, например, о гипертонии или внутрисердечных блокадах.

Что означают заключения на кардиограммах?

Рассмотрим некоторые термины, которые может содержать расшифровка ЭКГ. Далеко не всегда они свидетельствуют о серьезных патологиях, однако в любом случае требуют обращению к врачу за консультацией, а иногда – дополнительных обследований.

Фото: Have a nice day Photo/Shutterstock.com

Атриовентрикулярная блокада

Отражается на графике в виде увеличения длительности интервала P-Q. 1 степень болезни отражается в виде простого удлинения интервала. 2 степень сопровождается отклонением параметров QRS (выпадением данного комплекса). При 3 степени отсутствует связь между P и желудочковым комплексом, что означает, что желудочки и предсердия работают каждые в своем ритме. Синдром в 1 и 2 стадии не опасен для жизни, однако требует лечения, поскольку может перейти в чрезвычайно опасную 3 стадию, при которой высок риск остановки сердца.

Эктопический ритм

Любой сердечный ритм, не относящийся к синусовому. Может свидетельствовать о наличии блокад, ишемической болезни сердца или же являться вариантом нормы. Также может появляться в результате передозировки гликозидов, нейроциркуляторной дистонии, гипертонии.

Синусовая брадикардия или тахикардия

Синусовый ритм на ЭКГ, частота которого ниже (брадикардия) или выше (тахикардия) пределов нормы. Может являться как вариантом нормы, так и быть симптомом некоторых патологий. Однако в последнем случае этот симптом, скорее всего не будет единственным, указанным в расшифровке кардиограммы.

Неспецифические изменения ST-T

Что это такое? Эта запись говорит о том, что причины изменения интервала неясны, и требуется дополнительные исследования. Может свидетельствовать о нарушении обменных процессов в организме, например изменении баланса ионов калия, магния, натрия или же эндокринных нарушениях.

Нарушения, связанные с проводимостью внутри желудочков

Как правило, связаны с нарушением проводимости внутри нервного пучка Гиса. Может затрагивать ствол пучка или его ножки. Может приводить к запаздыванию сокращения одного из желудочков. Прямая терапия блокад пучка Гиса не проводится, лечится лишь заболевание, их вызвавшее.

Неполная блокада правой ножки пучка Гиса (НБПНПГ)

Распространенное нарушение желудочковой проводимости. В большинстве случаев, однако, оно не ведет к развитию патологий и не является их следствием. Если больной не имеет проблем с сердечно-сосудистой системой, то данный симптом не требует лечения.

Полная блокада правой ножки пучка Гиса (ПБПНПГ)

Это нарушение является более серьезным, по сравнению с неполной блокадой. Может свидетельствовать о поражениях миокарда. Обычно возникает у людей старшего и пожилого возраста, у детей и подростков обнаруживается редко. Возможные симптомы – одышка, головокружение, общая слабость и усталость.

Блокада передней ветви левой ножки пучка Гиса (БПВЛНПГ)

Встречается у пациентов, имеющих гипертензию, перенесших инфаркт. Может также свидетельствовать о кардиомиопатиях, кардиосклерозе, дефекте межпредсердной перегородки, недостаточности митрального клапана. Не имеет характерных симптомов. Наблюдается в основном у пожилых людей (старше 55 лет).

Блокада задней ветви левой ножки пучка Гиса (Б3ВЛНПГ)

Как отдельный симптом встречается редко, как правило, сочетается с блокадой правой ножки пучка. Может свидетельствовать об инфаркте, кардиосклерозе, кардиомиопатии, кальцинозе проводящей системы. О блокаде свидетельствует отклонение в электрической оси сердца вправо.

Метаболические изменения

Отражают нарушения питания сердечной мышцы. Прежде всего, это касается баланса калия, магния, натрия и кальция. Синдром не является самостоятельным заболеванием, а свидетельствует о других патологиях. Может наблюдаться при ишемии, кардиомиопатии, гипертонии, ревматизме, кардиосклерозе.

Низкий вольтаж ЭКГ

Электроды, установленные на теле пациента, улавливают токи определенного напряжения. Если параметры напряжения ниже нормы, то говорят о низком вольтаже. Это свидетельствует о недостаточной внешней электрической активности сердца и может являться следствием перикардита или ряда других заболеваний.

Пароксизмальная тахикардия

Редкое состояние, отличающееся от обычной (синусовой) тахикардии, прежде всего, тем, что при ней наблюдается очень высокая частота сердечных сокращений – более 130 уд/c. Кроме того, в основе пароксизмальной тахикардии лежит неправильная циркуляция электрического импульса в сердце.

Мерцательная аритмия

В основе мерцательной аритмии лежат мерцание или трепетание предсердий. Аритмия, вызванная мерцанием предсердий, может встречаться и при отсутствии патологий сердца, например, при диабете, интоксикациях, а также при табакокурении. Трепетание предсердий может быть характерно для кардиосклероза, некоторых видов ишемической болезни, воспалительных процессов миокарда.

Синоатриальная блокада

Затруднение выхода импульса из синусного (синоатриального) узла. Этот синдром является разновидностью синдрома слабости синусного узла. Встречается редко, преимущественно у пожилых людей. Возможные причины – ревматизм, кардиосклероз, кальциноз, тяжелая степень гипертонии. Может вести к тяжелой брадикардии, обморокам, судорогам, нарушениям дыхания.

Гипертрофические состояния миокарда

Свидетельствуют о перегрузке тех или иных отделов сердца. Организм чувствует данную ситуацию и реагирует на нее при помощи утолщения мышечных стенок соответствующего отдела. В некоторых случаях причины состояния могут быть наследственными.

Гипертрофия миокарда

Общая гипертрофия миокарда является защитной реакцией, свидетельствующей о чрезмерной нагрузке на сердце. Может приводить к аритмии или сердечной недостаточности. Иногда является следствием перенесенного инфаркта. Разновидностью болезни является гипертрофическая кардиомиопатия – наследственное заболевание, приводящее к неправильному расположению сердечных волокон и несущее в себе риск внезапной остановки сердца.

Гипертрофия левого желудочка

Наиболее часто встречающийся симптом, который не всегда свидетельствует о тяжелых патологиях сердца. Может быть характерен для артериальной гипертензии, ожирения, некоторых пороков сердца. Иногда наблюдается и у тренированных людей, людей, занимающихся тяжелым физическим трудом.

Гипертрофия правого желудочка

Более редкий, но и в то же время гораздо более опасный признак, чем гипертрофия левого желудочка. Свидетельствует о недостаточности легочного кровообращения, тяжелых легочных заболеваниях, пороках клапанов или о тяжелых пороках сердца (тетрада Фалло, дефект межжелудочковой перегородки).

Гипертрофия левого предсердия

Отражается в виде изменения зубца P на кардиограмме. При данном симптоме зубец имеет двойную вершину. Свидетельствует о митральном или аортальном стенозе, гипертонии, миокардите, кардиомиопатиях. Приводит к болям в груди, одышке, повышенной утомляемости, аритмиям, обморокам.

Гипертрофия правого предсердия

Встречается реже, чем гипертрофия левого предсердия. Может иметь множество причин – легочные патологии, хронические бронхиты, эмболии артерий, пороки трехстворчатого клапана. Иногда наблюдается при беременности. Может приводить к нарушениям кровообращения, отекам, одышке.

Нормокардия

Под нормокардией или нормосистолией подразумевается нормальная частота сердечных сокращений. Однако наличие нормосистолии само по себе не является свидетельством того, что ЭКГ в норме и с сердцем все в порядке, так как она может не исключать других патологий, например аритмий, нарушений проводимости, и т.д.

Неспецифические изменения зубца T

Этот признак характерен примерно для 1% людей. Подобное заключение делается в том случае, если его не удается однозначно связать с каким-либо другим заболеванием. Таким образом, при неспецифических изменениях зубца T необходимы дополнительные исследования. Признак может быть характерен для гипертонии, ишемии, анемии и некоторых других заболеваний, а может встречаться и у здоровых людей.

Тахисистолия

Также часто называется тахикардией. Это общее название ряда синдромов, при которых наблюдается повышенная частота сокращений различных отделов сердца. Различают желудочковую, предсердную, суправентрикулярную тахисистолии. Такие виды аритмий, как пароксизмальная тахикардия, мерцание и трепетание предсердий также относятся к тахисистолиям. В большинстве случаев тахисистолии являются опасным симптомом и требуют серьезного лечения.

Депрессия ST сердца

Депрессия сегмента ST часто встречается при высокочастотных тахикардиях. Зачастую она свидетельствует о недостатке снабжения кислородом сердечной мышцы и может быть характерной для коронарного атеросклероза. При этом отмечается появление депрессии и у здоровых людей.

Пограничная ЭКГ

Это заключение нередко приводит в испуг некоторых пациентов, которые обнаружили ее на своих кардиограммах и склонны думать, что «пограничный» означает чуть ли не «предсмертный». На самом деле подобное заключение никогда не дается врачом, а генерируется программой, анализирующий параметры кардиограммы, на автоматической основе. Его смысл состоит в том, что ряд параметров выходит за пределы нормы, однако однозначно сделать вывод о наличии какой-то патологии невозможно. Таким образом, кардиограмма находится на границе между нормальной и патологической. Поэтому при получении такого заключения требуется консультация врача, и, возможно, все не так уж и страшно.

Патологическая ЭКГ

Что это такое? Это кардиограмма, на которой однозначно были обнаружены какие-то серьезные отклонения от нормы. Это могут быть аритмии, нарушения проводимости или питания сердечной мышцы. Патологические изменения требуют немедленной консультации кардиолога, который должен указать стратегию лечения.

Ишемические изменения на ЭКГ

Ишемическая болезнь вызывается нарушением кровообращения в коронарных сосудах сердца и может вести к таким тяжелым последствиям, как инфаркт миокарда. Поэтому выявление ишемических признаков на ЭКГ – очень важная задача. Ишемия на ранней стадии может диагностироваться по изменениям зубца T (подъему или опусканию). При более поздней стадии наблюдаются изменения сегмента ST, а при острой – изменения зубца Q.

Расшифровка ЭКГ у детей

В большинстве случаев расшифровка кардиограммы у детей несложна. Но параметры нормы и характер нарушений может отличаться по сравнению с аналогичными показателями у взрослых. Так, у детей в норме гораздо более частое сердцебиение. Кроме того, несколько отличаются размеры зубцов, интервалов и сегментов.

Пример ЭКГ с расшифровкой

PQ(R) – 0,14 c (норма 0,12-0,2 с)
P – 0,08 c (норма 1/2 PQ)
QRS – 0,08 c (норма 0,06-0,1 с)
Ритм синусовый
ЧСС – 75

Лада 2114 › Бортжурнал › Диагностика неисправностей двигателя по значениям параметров работы ЭСУД ч.2

ТМОТ- Температура охлаждающей жидкости
Это показания с ДТОЖ. После ночного отстоя, утром, можно сравнить показания ДТОЖ с темпрературой воздуха за бортом (допуск расхождения +-2 гр.). Если отклонение значительно больше, то есть повод задуматься о замене ДТОЖ, если не было резкой смены температуры!

WDKB — Положение дроссельной заслонки
Сигнал с ДПДЗ. Закрытая ДЗ = 0%, полностью открытая ДЗ = 100% (70-86% — для контроллера BOSCH). При закрытой ДЗ контроллер запоминает величину напряжения, поступающего от ДПДЗ (0,3-0,7 В), и хранит её в ОЗУ.
При замене датчика нужно сделать инициализацию ЭБУ с БК, либо просто скинуть клемму АКБ. В противном случае новый сигнал с нового ДПДЗ может обмануть контроллер – обороты ХХ не будут соответствовать норме. Никаких дополнительных настроек не требуется.
Проверить исправность ДПДЗ можно плавно нажимая на педаль газа и наблюдая за изменением процента открытия ДЗ в меню «диагностический тестер» в БК. Увеличение процента открытия ДЗ при этом должно идти ровно, без скачков или провалов.

TANS — Температура впускного воздуха
Показания ДТВВ (датчик температуры входящего воздуха). Он установлен в корпусе ДМРВ. При его неисправности величина TANS принимается +33гр.С. Для 8-ми клапанного двигателя, и +20гр.С для 16-ти кл. двигателя. Исправность ДТВВ очень важна при холодном пуске, особенно в мороз. По его показаниям ЭБУ корректирует объем впрыска топлива, так как воздух меняет вес в зависимости от температуры.
Соотношение воздух/топливо при пуске ЭБУ корректирует в зависимости от показаний ДТОЖ и ДТВВ.

RKAT (TRA) — Аддитивная составляющая коррекции самообучением
Это почти FRA, но чуть проще:
Отвечает за работу двигателя при минимальных оборотах холостого хода. Обычные пределы его измерения – от -10% до +10%. Если ТRА станет меньше 8% или больше 8%, система самодиагностики включит в комбинации приборов «проверь двигатель» (ошибка РО171 или РО172).
Аддитивная составляющая коррекции самообучения TRA тоже отслеживает изменения коэффициента FR – но лишь при минимальных оборотах холостого хода. Изменение состава смеси, определяемое коэффициентом TRA, можно рассчитать по формуле в упрощенном виде, так как на составе смеси сказываются и другие параметры, которые здесь не рассматриваются. Итак, состав смеси меняется на величину: TRA *100/нагрузка. Для исправного прогретого двигателя на холостом ходу без дополнительных энергопотребителей (кондей, фары, обогрев стекол и зеркал, эл. вентиляторы и т.д.) близка к 20%. Допустим, TRA = +2% – в этом случае состав смеси соответствует 10-процентному обогащению. А если TRA = -5%, то смесь обеднится на 25%. А если двигатель не обкатан? Параметр нагрузки больше, около 25%. В этом случае при TRA = +2% произойдет обогащение смеси на 8%.
Как работает эта форма адаптации, рассмотрим на примере: Допустим, во впускной коллектор подсасывался воздух, обедняя смесь на 10%. Сначала это компенсировал текущий коэффициент коррекции времени впрыска FR – он увеличился до 1,1 и этим привел смесь к стехиометрии. Но после включения адаптации получаем: TRA = +2%, а коэф-т FR = 1,0.
При повторных пусках блок управления учитывает ранее подкорректированное значение TRA (учтено количественное влияние подсоса воздуха на состав смеси) – и даже на режиме прогрева, когда лямбда-регулирования нет, это обеспечивает устойчивую работу двигателя.
…Но вот подсос устранили. Смесь стала богатой. На это сразу отреагирует коэффициент коррекции времени впрыска FR – он снизится до 0,9. Топливоподача снизилась на 10%, смесь вернулась к стехиометрии. После включения адаптации TRA начнет уменьшаться, пока коррекция времени впрыска не вернется к величине FR = 1,0
Задача адаптации – компенсировать ошибки топливодозирования и вернуть к номинальному значению 1,0 коэффициент FR.
Чтобы коэффициент ТRА и время впрыска после устранения неисправности вернулись к номинальным значениям, долго ждать не надо. Достаточно воспользоваться функцией в ДСТ «сброс адаптаций» или «инициализация», либо отключить аккумулятор.
При снятии клеммы АКБ принимает фиксированное значение ТRA=0.
* После инициализации Аддитивная накапливается полностью на холостых минут через 15-20 после пуска.

RL — Параметр нагрузки
ДПДЗ, ДМРВ. Нагрузка на двигатель с точки зрения контроллера – параметр электрический, рассчитывается в процентах (Не путать с механической нагрузкой – крутящим моментом и мощностью!). При одних и тех же оборотах и температуре она, очевидно, зависит от степени открытия ДЗ. Более того – от скорости её открытия: по ней контроллер распознаёт желание водителя разогнаться плавно или, напротив, «выстрелить». В зависимости от этого система сохранит состав смеси стехиометрическим или обогатит для получения повышенного крутящего момента. При минимальных оборотах ХХ на прогретом двигателе нагрузка составляет 18-23%, а на необкатанном двигателе, в том числе семейств «классика» и «Нива», -до 27-30%.
Работая постоянно с конкретной машиной есть смысл зафиксировать значение RL – может пригодиться. По мере приработки нового двигателя параметр нагрузки постепенно падает из-за снижения механических потерь. Но внезапное падение нагрузки процентов на пятнадцать – это верный признак того, что двигатель получает воздух в обход ДМРВ – ищите место подсоса! Повышенное сопротивление вращению ротора генератора или помпы нагрузку увеличит. С увеличением нагрузки увеличится и подача топлива (время впрыска). Но она (формально) увеличивается и при неисправности ДМРВ. Полная нагрузка соответствует RL=75% (контроллер Bosch).

TATEOUT — Коэффициент заполнения сигнала продувки адсорбера
Адсорбер продувается воздухом, а управляет процессом контроллер, по мере необходимости меняя время открытия клапана продувки адсорбера. Клапан продувки адсорбера является исполнительным механизмом. Проверить его можно сканером. Увеличиваем время открытия клапана ( TATEOUT растёт) и одновременно следим за параметром MOMPOS – положением РХХ. Если количество шагов уменьшается, значит, контроллер учёл дополнительный (продувочный) воздух с парами топлива, поступившего из адсорбера. Значит клапан работоспособен. При включенном зажигании и неработающем двигателе процент открытия клапана адсорбера всегда должен быть равен нулю (клапан закрыт). Управлять продувкой адсорбера контроллер начинает при условии, что двигатель прогрет до определённой температуры (обычно выше 60 гр.) и датчик кислорода вошёл в рабочий режим (сигнал с ДК стабилен, состав топливно — воздушной смеси определён, система работает по замкнутому контуру управления подачи топлива). Управление адсорбером осуществляется как на холостом ходу, так и на других режимах, за исключением режима отключения подачи топлива (торможение двигателем) и режима разгона. Чем выше обороты, тем больше процент открытия клапана продувки адсорбера. Работа клапана должна быть слышна по характерному постукиванию в моторном отсеке, можно почувствовать его вибрацию приложив к нему палец руки. Содержание углеводородов в продувочном воздухе очень нестабильно, поэтому, это значение не сохраняется в памяти ОЗУ, а постоянно контролируется и учитывается при топливодозировании за счёт параметров FR, FRA, RKAT (TRA). Продувкой адсорбера конроллер управляет медленно, постепенно открывая клапан продувки и отслеживая сигнал с ДК. Если продувочный воздух превышает стехиометрический состав («богатый» парами топлива), то FR покажет менее 1 (богатая смесь), время впрыска форсунок чуть уменьшится. Если эта ситуация более-менее стабильна, то это отразится на параметрах FRA, RKAT (TRA). Если паров топлива мало, то ситуация с коррекцией будет с точность наоборот. Следует учитывать, что погодные условия и уровень топлива в баке оказывают большое влияние на процент содержания углеводородов в продувочном воздухе адсорбера. Так, при высоком уровне топлива в баке паров меньше, при низком — больше. При высокой температуре испарение больше, соответственно и продувочный воздух «богаче», больше обогащает топливо-воздушную смесь. При низкой температуре — наоборот.
При определении параметра TI рекомендуется заглушить продувочный шланг адсорбера, чтобы полностью исключить влияние продувочного воздуха на изменение времени впрыска форсунок.
Негерметичность клапана продувки адсорбера или его некорректная работа могут вызвать неустойчивый холостой ход, вплоть до остановки двигателя. Проверить можно отсоединив шланг продувки от клапана адсорбера и заглушив его, исключив тем самым подсос воздуха. Если работа двигателя стабилизируется — причина в клапане. Происходит это по одной причине — продувочный воздух поступает сразу за дроссельное пространство и не регулируется РХХ.

Калибровки и контрольная сумма прошивки контроллера
Калибровки ЭСУД хранятся в энергонезависимой памяти контроллера — изменить их при помощи сканера или бортового компьютера нельзя. Состояние ЭСУД фиксируется в виде букв и цифр (обычно четырёхзначно) и обозначается как CHKSUMFL. Изменение этих калибровок, скажем, с помощью специальной программы обеспечения (чип-тюнинг) на персональном компьютере изменит эту контрольную сумму. НО, контрольная сумма может измениться и в результате сбоя программного обеспечения! Выход: перепрограммирование, либо замена конроллера.

DMDVAD — Параметр адаптации регулировки холостого хода
Это коэффициент адаптации регулировки ХХ (в обиходе «PID-регулятор»). Он реагирует на факторы, долговременно сказывающиеся на работе двигателя (например, на изменение механических потерь в связи с постепенным износом двигателя). Этот режим адаптации ХХ контроллер включает после того, как двигатель проработает после холодного пуска не менее 10 минут, прогреется выше 85гр.С и начнётся Лямбда-регулирование. До включения в работу PID-регулятора ХХ корректируется за счет текущих параметров коррекции DMLLRI(интегральный) и DMLLR(пропорциональный). Например, к моменту включения DMDVAD плавно меняющийся DMLLRI(интегральный) уже достиг -5%. На это отреагирует DMDVAD – начнёт снижаться, пока не примет значение -5%, а «оперативный» DMLLRI(интегральный) вернётся к нулю. Схема взаимодействия этих коэффициентов та же, что и при коррекции топливопадачи. Если двигатель исправен и прогрет до рабочей температуры, то при минимальных оборотах ХХ значение коэффициента должно лежать в пределах от -3% до +3%. Предельными считаются значения от -5% до +5%. Коэффициент адаптации регулирования хол.

DMLLRI — Потребность в моменте для регулирования ХХ (I – часть)
Этот коэффициент изменяет параметры плавно. Его роль – оперативно корректировать случайные изменения оборотов. За этим параметром регулирования ХХ постоянно следит бортовая диагностика. Если, не смотря на все усилия контроллера, отклонения оборотов всё же выйдут за пределы +-100об/мин, бортовая диагностика зафиксирует неисправность и запишет в память ЭБУ код ошибки Р0506 либо Р0507 (обороты ниже или выше ожидаемых). DMLLRI(интегральный) и DMLLR(пропорциональный) совместно обеспечивают достаточно высокую точность поддержания оборотов — +-40об/мин. На исправном двигателе значения корректирующих параметров должны быть близкими к нулю. Подсос воздуха, снижение механических потерь в двигателе, подклинивание клапана РХХ в открытом положении — отклоняют параметры коррекции в минус. Повышенные механические потери или клапан РХХ, заклинивший прикрытым, отклоняют параметры коррекции в плюс. Если двигатель исправен и прогрет до рабочей температуры, то при минимальных оборотах ХХ значение коэффициента должно лежать в пределах от -3% до +3%. Предельными считаются значения от -5% до +5%. Интегральный коэффициент DMLLRI не хранится в ОЗУ и перед очередным пуском равен нулю.

DMLLR — Потребность в моменте для регулирования ХХ (PD – часть)
Это «быстродействующий» коэффициент, меняющийся скачком, как и его действие (желаемое изменение крутящего момента для поддержания оборотов ХХ). Его роль – оперативно корректировать случайные изменения оборотов. На исправном двигателе значения корректирующих параметров должны быть близкими к нулю. Подсос воздуха, снижение механических потерь в двигателе, подклинивание клапана РХХ в открытом положении — отклоняют параметры коррекции в минус. Повышенные механические потери или клапан РХХ, заклинивший прикрытым, отклоняют параметры коррекции в плюс. Если двигатель исправен и прогрет до рабочей температуры, то при минимальных оборотах ХХ значение коэффициента должно лежать в пределах от -3% до +3%. Предельными считаются значения от -5% до +5%.Пропорциональный коэффициент DMLLR не хранится в ОЗУ и перед очередным пуском равен нулю.

UB — Напряжение бортовой сети
В зависимости от типа генератора может быть в пределах 13,0 – 15,8 В. при работе двигателя. ЭБУ получает питание тремя путями: от АКБ, замка зажигания и от главного реле. С главного реле контроллер получает питание для работы и вычисляет напряжение в системе управления, и, при необходимости (в случае понижения U), увеличивает время накопления энергии в КЗ и длительность импульсов впрыска топлива (время открытого состояния клапана форсунки). Питание от АКБ поступает постоянно, даже при выключенном зажигании, это необходимо для хранения вычислений коррекций и кодов неисправностей в ОЗУ. Если в течении 2 минут напряжение бортсети ниже 10 В, то контроллер должен выдать ошибку 0562. При напряжении выше 17 В в течении менее секунды — 0563. При этих ошибках следует проверить напряжение на клеммах АКБ на ХХ при выключенных потребителях (свет, магнитола и пр.). Если напряжение в норме, то глюк контроллера, если ниже (выше) — проверить генератор.

TI — Длительность импульса впрыска топлива
Это время открытого состояния форсунки, измеряется в миллисекундах.
Изменение временем впрыска топлива (количество подаваемого топлива), наравне с изменением УОЗ, является основным инструментом, с помощью которого ЭБУ воздействует на двигатель. Контроллер рассчитывает длительность импульса впрыска по таким параметрам, как массовый расход воздуха, частота вращения коленвала, температура охлаждающей жидкости, температура впускного воздуха, положение дроссельной заслонки, напряжение в бортовой сети и др. Для корректировки расчётов длителности импульса впрыска используется информация о наличии кислорода в отработавших газах, которую выдаёт ДК. В случае отклонения длительности импульса впрыска от нормы необходимо установить причину. В первую очередь нужно проверить исправность ДМРВ, ДТВВ, ДТОЖ, ДК. Т.ж. возможен подсос воздуха, отклонение давления топлива от нормы, низкое (высокое) напряжение бортсети, проблемы в механической части и другие причины (например, тюнинговая прошивка). Изменение длительности импульса впрыска напрямую связано с изменением параметров FR, FRА и RKAT(TRA).
Аддитивная коррекция подачи топлива (параметр RKAT / TRA) на практике.
Проверено на практике:
Был подсос воздуха через корпус РХХ, по последней проверке сканером аддитивная коррекция составила + 2,48 %! Т.е. контроллер видит, что воздуха лишнего и обогащает смесь на 11,8 %. Соответственно и расход топлива вырос. По сравнению с прошлым годом, что было и что стало при подсосе воздуха: было 0.8-0.9, стало 0.9-0.1 кг/ч — мгновенный на прогретом ХХ. Средний расход топлива по трассе: был 5.8-6.0, стал 7.0-7.1 л/100км. Время впрыска топлива форсунками: было 3.85-4.05 мс, стало 4.4-4.5 мс. Аддитивная коррекция топливопадачи: была +0,14 %, стала +2,48 %.

FHO — Фактор высотной адаптации.
Это отношение нагрузки двигателя на текущей высоте к нагрузке, когда он работает на уровне моря (разумеется, при прочих равных условиях – дорога горизонтальная, скорость, температура и другие параметры те же). Параметр заложен программно в прошивке, отследить по конкретному датчику не возможно. Цилиндры наполняются воздухом в соответствии с их объёмом, а масса попавшего в них разряжённого воздуха с высотой тем меньше, чем выше вы забрались. Если ориентироваться лишь на температуру, обороты или степень открытия ДЗ, то на большой высоте форсунки будут работать, как на уровне моря – состав смеси будет всё богаче. На каждые 1000 метров дополнительной высоты FHO увеличивается на 0,1 (на 100 метров — 0,01). Если в Питере FHO = 1, то у подножья Эльбруса – около 0,8. Контроллер рассчитывает FHO только в движении. При снятии клеммы АКБ принимает фиксированное значение FHO=0,97-0,98. Например, если FHO составляет 1,01, то после снятия клеммы АКБ будет 0,97-0,98, время впрыска форсунок и мгновенный расход топлива на ХХ чуть возрастут. Это следует иметь ввиду при контроле параметров после сброса адаптаций или снятия клемм АКБ. FHO вернётся в норму только в движении.

Параметры каналов АЦП
Данная информация может быть полезной для тех, у кого есть диагностическое оборудование (сканер). Данные с каналов АЦП позволяют выявить неисправность некоторых датчиков.

1. АЦП сигнала ДМРВ:
Напряжение постоянного тока от 0 до 5 В в зависимости от количества и направления потока воздуха через ДМРВ. При обратном потоке воздуха – 0…1В. При отсутствии поступления воздуха (зажигание включено, двигатель не запущен) напряжение около 1 В (допуск: 0,98-1,02 В). Если более 1,02 В, то ДМРВ начинает понемногу завышать расход воздуха. Процесс ухода номинальных характеристик ДМРВ прогрессирует «лавинообразно», с каждым циклом работы, как правило, вызывая ненужное обогащение смеси.
Проверить это можно по параметрам:
увеличивается расход воздуха на ХХ;
увеличивается нагрузка на ХХ;
увеличивается время впрыска форсунок на ХХ;
при этом происходит изменение и этих параметров:
аддитивная коррекция уходит в минуc;
мультипликативная коррекция будет менее 1.
Приговор ДМРВ можно выносить только после количественной оценки изменений сигнала АЦП и перечисленных параметров в комплексе. Нужно учитывать и возможное влияние неисправностей других датчиков, например ДТОЖ, ДК. Перед заменой ДМРВ можно попробовать аккуратно промыть чувствительный элемент датчика аэрозольным очистителем карбюратора, без применения ваток, тампонов, кисточек, без физического контакта. Часто это помогает, но не надолго.

2.АЦП сигнала ДТОЖ:
Напряжение зависит от температуры охлаждающей жидкости: при Т +20 гр. около 3,8 В, при Т +90 гр. напряжение ниже 0,5 В. При обрыве в цепи ДТОЖ – 5В+/-0,1 В. При замыкании сигнального провода ДТОЖ на массу – 0 В.

3. АЦП сигнала ДТВВ (установлен в ДМРВ):
Напряжение зависит от температуры воздуха на впуске:
0 гр. — 4,5-4,0В; +10 гр. – 4,0-3,75В.; +20 гр. – 3,5-3,0В; + 40 гр. – 3,0-2,5В; +50 гр.

2,5В; +60 гр. – 2,5-2,0В; +80 гр. – 1,3-1,0В; +110 гр.

0,5В.
При обрыве в цепи датчика – 5+-0,1В. При замыкании сигнального провода ДТВВ на массу – 0 В.

4. АЦП сигнала ДПДЗ:
При включенном зажигании должен быть сигнал напряжения постоянного тока, величина которого зависит от степени открытия ДЗ: при закрытой — ниже 0,7 В (0,3…0,7В), а при полностью открытой – до 5 В (4,05…4,75В).

ГОСТ 26532-85 Устройства преобразования сигналов аппаратуры передачи данных для некоммутируемых каналов тональной частоты. Типы и основные параметры

Текст ГОСТ 26532-85 Устройства преобразования сигналов аппаратуры передачи данных для некоммутируемых каналов тональной частоты. Типы и основные параметры

УСТРОЙСТВА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СИГНАЛОВ АППАРАТУРЫ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ ДЛЯ НЕКОММУТИРУЕМЫХ КАНАЛОВ ТОНАЛЬНОЙ ЧАСТОТЫ

ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

ГОСТ 26532-85

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

УДК 681.327.8:62—52:00.354 Группа П85

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

УСТРОЙСТВА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СИГНАЛОВ АППАРАТУРЫ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ ДЛЯ НЕКОММУТИРУЕМЫХ КАНАЛОВ ТОНАЛЬНОЙ

Типы и основные параметры

Data transmission system signal conversion modulus for unswitched voice frequency channels Types and basic parameter-,

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 апреля 1985 г. № 1197 срок действия установлен

с 01.07.86 до 01.07.9t

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на устройства преобразования сигналов (УПС), выполненные в виде конс1рук1ивпо законченных автономных изделий.

Стандарт устанавливает типы и основные параме1ры УПС, обеспечивающих последовательную передачу данных со скорое:я-ми от 4,8 до 9,6 кбит/с включительно по некоммутирусмым кана лам тональной частоты

Стандарт соответствует рекомендациям МККТТ V 27, V 27 bis, V 29.

1. типы

1.1. Устанавливаются следующие типы УПС:

УПС-4,8 ТЧ — с максимальной скоростью передачи данных 4800 бит/с;

УПС-9,6 ТЧ — с максимальной скоростью передачи данных 9600 бит/с

(£> Издательство стандартов, 1985

2. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

2.1. Сопряжение УПС с каналом, используемым для передачи данных, должно осуществляться по цепям стыка С1 в соответствии с требованиями ГОСТ 25007—81.

2.2. Сопряжение УПС с оконечным оборудованием данных (ООД) должно осуществляться по цепям стыка С2 в соответствии с требованиями ГОСТ 18145—81 и ГОСТ 23675—79.

Перечень цепей стыка приведен в обязательном приложении 1.

Примечание. Допускается сопряжение УПС с ООД по стыку С1-ФЛ. Электрические параметры цепей стыка приведены в справочном приложении 2.

2.3. Скорости передачи должны соответствовать указанным в табл. 1.

Основная скорость, бит с

Резервная скорость, бит с 4 .

2.10. Разность уровней сигнала и флуктуационной помехи на входе УПС при работе «на себя» в точке, в которой спектр ограничен полосой частот соответствующего канала связи, в нормаль-

Комбинация симчолов (дибиты, трибиты)

Примечания к табл. 4, 5:

I. Дибит (трибит, квадрнбит) — два (три, четыре) соседних бита в комби нации символов

2 Левая цифра дибита (трибита, квадрибита) появляется первой в потоке данных, поступающих на вход УПС.

3 Относительная амплитуда сигнала на скорости передачи 9600 бит/с определяется первым битом квадрибита и абсолютной фазой элемента сигнала

4. При работе на резервной скорости 4800 бит/с поток смешанных данных, предназначенных для передачи, делится на дибиты. Первый по времени бит дибита определяется вторым битом квадрибита модулятора, а второй бит дибита — третьим битом квадрибита модулятора. Первый бит квадрибита модулятора представляет собой бит данных «нуль» для каждого элемента сигнала. Четвертый бит квадрибита модулятора определяется путем инвертирования суммы по модулю 2 второго и третьего битов квадрибита модулятора.

5 При работе на резервной скорости 7200 бит/с поток сметанных данных, предназначенных для передачи, делится на трибиты. Первый по времени бит трибита определяется вторым битом квадрибита модулятора. Второй и третий биты трибита определяются третьим и четвертым битами квадрибита модулятора. Первый бит квадрибита модулятора представляет собой бит данных «нуль» для каждого элемента сигнала.

ных климатических условиях не должна быть более 19 дБ для скорости 4800 бит/с и более 24 дБ для скорости 9600 бит/с при коэффициенте ошибок по элементам 1X10

2.11. Номинальные значения несущих частот и их допустимые отклонения на входе приемной и на выходе передающей частей должны соответствовать указанным в табл. 6.

Отклонение несущей частоты от номинального значения на выходе передающей части УПС, Гц, не более

Отклонение несущей частоты от номинального значения на входе приемной части УПС, Гц, не более

Самые честные площадки и платформы с бинарными опционами:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов за последние 2 года. Бесплатное обучение! Бонус за открытие счета!

  • ФинМакс
    ФинМакс

    Брокер с самыми разными торговыми инструментами. Подходит для опытных трейдеров.

Добавить комментарий